День единого текста

      

 

МОУ Великосельская основная школа

Тутаевского муниципального района

День единого текста

 

 

Сетевое взаимодействие с МРЦ "Левобережье"

 

С 2021 года МОУ Левобережная средняя школа города Тутаева Тутаевского муниципального района по решению Ученого совета ГАУ ДПО ЯО ИРО от 10 июня 2021 года начинает работу  в статусе Базовой площадки по теме «Формирование языковой культуры обучающихся, в том числе культуры речи, культуры чтения и культуры общения на русском языке».

На базе МОУ Левобережная школа было сформировано сетевое взаимодействие муниципальных образовательных учреждений, целью которого стало создание условий для совершенствования профессиональных компетенций учителей-предметников в области формирования языковой культуры обучающихся, в том числе культуры речи, культуры чтения и культуры общения на русском языке.

Перед коллективом школы были поставлены следующие задачи: 

Организовать и провести курсы повышения квалификации педагогов, обучающих и практикоориентированных семинаров, вебинаров по формированию языковой культуры обучающихся, в том числе культуры речи, культуры чтения и культуры общения на русском языке.

Разработать методические рекомендации по сопровождению педагогов в области формирования языковой культуры обучающихся, в том числе культуры речи, культуры чтения и культуры общения на русском языке.

Повысить образовательные результаты учащихся образовательных организаций.

Основными направлениями  деятельности базовой площадки стали:

- организационно-консультационная деятельность.

- образовательная деятельность.

- методическая деятельность.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Великосельская основная школа является участником сетевого взаимодействия школ левобережья.

Благодаря работе руководителя муниципального ресурсного центра Смирновой С.К. и куратора Киселевой Н.В. у педагогов нашей школы появилась прекрасная возможность стать участниками разнообразных по форме и содержанию мероприятий.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

 

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ (2023-2024 учебный год)

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Составляющие функциональной грамотности:

 1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В Великосельской школе ведутся занятия по  внеурочной деятельности «Основы читательской грамотности» в 8 классе, «Аспекты читательской грамотности» для учащихся 6 класса.

На занятии составляются планы на основе исходного текста.

На занятии в 6 классе "План текста" была использована памятка "Как составить план текста".

Как составить план:

1. Прочитай произведение.

2. Определи идею, то есть главную мысль.

3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

4. Вырази идею в одном предложении.

5. Раздели произведение на части.

6. Озаглавь каждую часть.

7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.

Познакомились с видами плана

• Вопросный

• Назывной

• Тезисный

• План – опорная схема

• Комбинированный

Как правильно составить каждый из них ?

Вопросный план

План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.

При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).

Тезисный план

План записывают в виде тезисов.

Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.

Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

Назывной план

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.

В назывном плане много существительных и прилагательных.

План – опорная схема

Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.

Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь.

Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.

Комбинированный

Такой план может сочетать в себе разные виды планов.

 Составляли на примере рассказа «Капля в море».

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.

Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.

Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).

Вопросный

Например:

- Кого поймали в море ?

- О чем плакала пойманная черепаха ?

- Почему черепаха плакала на самом деле ?

Тезисный план

Например :

- В море поймали черепаху.

- Пойманная черепаха все время плачет.

- Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план

Например :

- Пойманная черепаха.

- Черепашьи слезы.

- Настоящая причина слёз черепахи.

План – опорная схема

Например :

-Черепаха

- Слёзы.

- Соль из воды.

Комбинированный

Например :

- Кого поймали в море ?

-Пойманная черепаха все время плачет.

- Настоящая причина слёз черепахи.

 
 

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

В Великосельской школе ведутся занятия по внеурочной деятельности «Живая лаборатория»

На одном из занятий составляли схемы с опорой на прочитанный текст, чтобы систематизировать материал и быстрее его запомнить

 

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

В школе ведутся занятия по внеурочной деятельности «Основы математической грамотности».

 

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

В Великосельской школе ведется курс Функциональная грамотность для обучающихся 1-4 классов и 5-9 классов.  

На уроке-игре «День рождения Мухи-Цокотухи» детей учили решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы, расширять и активизировать словарный запас школьников, формировать элементарные представления о понятии монета, банкнота, кошелек, деньги, продавец, покупки, магазин, развивать логическое и нестандартное мышление, кругозор,  развивать зрительную память, познавательный интерес к основам финансовой грамотности, умение правильно отвечать на вопрос «Сколько?».

 

 
   
   

 

Дата последнего обновления страницы 12.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения